Государственное регулирование рынка финансового капитала должно характеризоваться следующими факторами:

1) централизованность (административно-правовые и экономические формы воздействия на принятие решений всеми участниками финансово-производственного процесса);

2) масштабность (осуществляется на макроэкономическом уровне и, соответственно, охватывает производство, товарообмен, распределение и потребление);

3) поступательность (последовательно влияет на все фазы экономического цикла).

На законодательном уровне государство должно уделять должное внимание развитию внутреннего рынка финансового капитала и комплексности системы его государственного регулирования. Можно выделить следующие функции государственного управления, направленные на становление рынка финансового капитала в государстве:

1) формирование государственной политики по развитию рынка финансового капитала;

2) создание благоприятных условий для деятельности финансовых учреждений;

3) определение приоритетных направлений функционирования рынка финансового капитала и подготовка соответствующих законов;

4) участие в международном экономическом сотрудничестве (в международных экономических и финансовых институтах).

Важно обеспечить действенность воплощения налоговой реформы в государстве. Налоговая политика регулирует ставки налогообложения субъектов хозяйствования, населения, нормы амортизации и налоговые льготы. В условиях постепенного снижения уровня перераспределения ВВП через бюджет важно оптимизировать доходную и расходную части бюджета во избежание диспропорций на макроуровне. А. Смит отмечал, что законы, которые поддерживают нерациональное использование государственных доходов, нецелесообразные затраты и другие негативные тенденции в экономике «мало почитаются».

Становление и развитие субъектов рынка финансового капитала зависит от законодательного обеспечения конкурентной среды. В модель хозяйственного механизма при социализме была заложена система государственного монополизма и, соответственно, современное антимонопольное законодательство должно способствовать демонополизации экономики, созданию конкурентных преимуществ для отечественной экономики. Важным этапом становится утверждение методики определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке. Которая способствует получению необходимой достоверной информации для принятия решений по вопросам развития и защиты основных принципов экономической конкуренции. В частности, демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроля за согласованными действиями и концентрацией современного производства.

Инновационная стратегия должна быть направлена на повышение конкурентоспособности национального производства. Важным условием обеспечения эффективности управления финансовым капиталом является формирование свободного конкурентного пространства. Можно констатировать, что на государственном уровне антимонопольные управления (структуры) обеспечивают осуществление достаточно действенной конкурентной политики. Но стоит также способствовать развитию саморегулируемых организаций, которые противостояли бы необъективному или неадекватному вмешательству государственных структур в финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

В экономическом соревновании в современных условиях выигрывают промышленно развитые страны, которые давно создали и совершенствуют единую систему стратегического прогнозирования и планирования, т.е. активную позицию занимает именно государственное регулирование. В международном разделении труда развитие страны является проблематичным без действенной государственной поддержки приоритетных направлений национальной экономики. Например, с целью стимулирования инновационного потенциала на Тайване согласно действующему законодательству автор изобретения имеет право получить до 15% акций технической компании, которой переданы права на производство и сбыт продукции на основе его изобретения. То есть государство законодательно регулирует и поддерживает корпоративное управление.

©1001 Бизнес Идея - Интернет журнал